Дух свободы в Заповеднике


В Пскове и Пушкиногорье прошёл фестиваль имени Довлатова

Фото автора

В программе уже третьего фестиваля искусств имени Сергея Довлатова «Заповедник» были объединены спектакли, выставки, премьеры самых громких отечественных фильмов-лауреатов, лекции, концерты, встречи с поэтами, писателями и режиссерами, уличные инсталляции. Атмосфера удивительно творческая и по-довлатовски свободная завораживает участников и гостей этого интенсивного трехдневного феста. Если в прошлом году на набережной реки Великой играл на белом рояле Денис Мацуев, то в этот раз до Пскова доехал прямо с кинофестиваля в Торонто Андрей Звягинцев, который полтора часа общался со зрителями после показа своего фильма «Нелюбовь».

Псковичам и гостям города было предложено выбирать из массы мероприятий и успевать на площадки Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина (здесь были спектакли, фильмы и лекции), Филармонии (где в Большом концертном зале при полном аншлаге прошел предпремьерный показ фильма Бориса Хлебникова «Аритмия»), галереи «Цех» (где открывали выставку Гаги (Георгия Ковенчука) «Я знал Довлатова»).

И, конечно, традиционная поездка в Пушкинские Горы, которая на сей раз подарила главный «гвоздь» фестивальной программы – спектакль-экскурсию, спектакль-мистификацию, спектакль-провокацию «Хранитель», навеянный текстами Сергея Довлатова и не только. То была удачная премьера собственного проекта фестиваля «Заповедник», протестированная на гостях теплым сентябрьским днем. Променад-«бродилку» со следующего года думают сделать репертуарной. А пока гости и не сразу поняли, что спектакль уже стартовал, настолько неожиданно он начался. Позже гостей встречали в гостиничном ресторане «Лукоморье» (да, том самом «Лукоморье») весьма вызывающие официантки («Мужчина, этот столик не обслуживается!», «с детьми нельзя!», «с такой рожей нельзя!»), рвалась на могилу Пушкина экзальтированная дама с букетом в руках, а мужчина с пакетом (заслуженный артист России, актер Псковского театра драмы им. А.С.Пушкина Виктор Яковлев) всех призывал к порядку. Законы иммерсивного театра, ныне ставшего трендом, диктуют свое, но в Пушгорах никто не надевал масок, вовлеченности и празднично-игрового камертона хватало и без них. И «Кот ученый» встретился на лесной тропе, и «дух Арины Родионовны», и даже рэп-баттл случился у «любимой» пушкинской сосны («Нет на тебя Сталина! // Он бы научил, как любить поэта правильно…»). Экскурсовод-Хранитель (великолепный Денис Кугай из Псковского театра драмы им. А.С.Пушкина) вел народ альтернативными тропами вплоть до дома Довлатова в Березино. Где в апреле 2014 г. открылся первый в России музей Сергея Донатовича. Там уже был накрыт традиционный «фуршет на газетах», и там вручали премию лучшему экскурсоводу. Это тоже добрая традиция молодого фестиваля.

Кинорежиссер Дмитрий Месхиев, он же продюсер феста и директор Театрально-концертной дирекции Псковской области, говоря о только что завершившемся трехчасовом спектакле-променаде, вспомнил «Поп-механику» Сергея Курёхина, в которой он когда-то принимал участие. «Большое обаятельное вранье», - сказал Дмитрий Месхиев, добавляя, что важно было передать веселый, молодой и хулиганский дух творчества Довлатова. А куратор театральной программы фестиваля (с этого года) Андрей Пронин, идеолог петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» и летнего фестиваля искусств «Точка доступа», прокомментировал премьерный спектакль так: «Мы хотели наполнить эти тексты новым восприятием (так как просто тексты все знают, постоянно читают), объединить актерский экспромт со словом Довлатова. Хорошо, если это удалось». И трудно не признать, что труд большой сборной команды «Хранителя» увенчался успехом. Это режиссер Талгат Баталов, драматург Марина Крапивина, актеры Псковского театра драмы им. А.С.Пушкина, «Гоголь-центра», питерского театра «Ковчег», московских Центра драматургии и режиссуры и театра «Практика», «Театра-Театра» из Перми. И, конечно, легендарный псковский художник Александр Стройло, он же дядя Саша, заслуженный художник России. Без его участия не обходился ни один «Заповедник». В этом году благодаря Александру Стройло на железнодорожном вокзале Пскова «встретились» Довлатов и Ленин. Экспозиция с этими двумя именами в названии будет открыта до октября. Каким образом эти двое связаны? Стройло даже очаровательную книжицу-юмореску издал об этом событии специально к фестивалю. Как известно, ленинских мест во Пскове хватает,  здесь зарождалась газета «Искра», поэтому в холле псковского вокзала в автолитографиях и графике Александра Стройло представлены легальные марксисты и нелегальные марксисты, здесь все «искровцы»-революционеры, и каждый блок портретов дополнен портретом Довлатова.

Писатель однажды попал во Псков случайно (за товарища, которого повязала милиция), об этом есть в книжечке. А нужно ему было написать о Ленине ко Дню печати. Историко-революционная тематика, ленинские места города Пскова, - большинство из работ написаны Стройло в 1983-м году, когда в Доме творчества от художника требовали соответствующих сюжетов. «Это замечательное место во Пскове, Плехановский (раньше Петровский) посад, где происходило в реальности все действие. От него, к сожалению, мало что осталось», - говорил улыбчивый дядя Саша Стройло. И добавлял: «Я пил тут с хорошими людьми, с Панченко пил, с Гумилевым пил».

Кстати, организаторов и гостей выставки приветствовал губернатор Псковской области Андрей Турчак, который, по словам Дмитрия Месхиева, и придумал довлатовский фестиваль. Глава региона поблагодарил художника «дядю Сашу» за его искусство и подарки фестивалю, вспомнив, что самому ему в 1983-м, когда Стройло живописал большинство работ экспозиции «Довлатов и Ленин», было всего 8 лет. Губернатор присутствовал и на аншлаговом показе «Аритмии», и на спектакле-квартирнике «Невидимая книга», созданном по записным книжкам Довлатова «Соло на ундервуде». 

Авторы последнего – театральное объединение «Fильшты-Коzlы», в которое вошли молодые артисты, ученики знаменитых педагогов и режиссеров Вениамина Фильштинского и Григория Козлова. «Невидимую книгу» давали на закрытом показе в пространстве Old School Bar, коктейли для зрителей перемежались рассказами о довлатовском времени, об ушедшей эпохе, и было что-то щемящее в предельно органичной игре молодых актеров.

Три из четырех представленных на фестивале спектаклей имели прямое отношение к творчеству Сергея Довлатова. Помимо премьерного «Хранителя» и «Невидимой книги» зрителям был предложен литературно-драматический вечер по произведениям писателя – «Довлатов. Way». Сокращенную версию спектакля, показанного когда-то «Балтийским домом», делал режиссер Леонид Алимов, а в главной роли здесь выступил народный артист России, ведущий актер Александринского театра, лауреат всевозможных премий Пётр Семак. От него глаз не оторвать ни на сцене, ни на экране (мы вспомнили с Петром Михайловичем незаслуженно забытого режиссера Валерия Огородникова). И он наполняет такой глубокой эмоцией драматическую историю переживаний писателя и его взаимоотношений с женой (Ольга Белинская), накануне эмиграции. Печаль и даже горечь не оставляют, когда видишь, как большой крупный мужчина преисполнен нежности по отношению к любимой, даже трепетности, и не могут эти двое изменить окружающие их обстоятельства, и тесно, да, Довлатову – Семаку, душно, в периметре советских реалий.

Заключительный спектакль феста – «Старший сын» по Александру Вампилову, созданный театром «Мастерская» Григория Козлова. Молодые актеры в авансцене посвятили свою постановку поколению шестидесятников, декорации украшали портреты Окуджавы, Вампилова, Ахмадулиной и многих других. Искренние интонации, проникновенная режиссура, актерство без фальши. На спектакле многие зрители не могли сдержать слез. А те молодые, кто не видел ни одного «Старшего сына», включая знаменитый фильм Виталия Мельникова с Николаем Караченцовым и Евгением Леоновым, вероятно, получили некоторый импульс к знакомству с классикой.

Они очень разные, эти молодые ребята, наша «новая волна». Актеры и режиссеры, представлявшие программу короткометражных фильмов с фестиваля дебютов «Движение», интересно отвечали на вопрос, что такое для них 90-е, какими они их видят, если большинство из них тогда появилось на свет. «Лалай-балалай» (продолжающий собирать призовую коллекцию с «Кинотавра»), «Ëф», «Коляся» и «Маленький поезд», эти четыре фильма вполне дают некий срез того, чем дышит юность сегодня. Хорошо, что мы еще можем увидеть короткий метр в фестивальном формате.

На фестивале «Заповедник» можно увидеть и услышать отдельных легендарных персонажей, помимо Александра Стройло, аутентичных довлатовскому мировосприятию. Например, Дмитрий Шагин (он же Митек), или специально приехавший представить фильм «Аритмия» худрук кемеровского театра «Ложа» Сергей Наседкин. Сказавший на показе кратко, но по делу: «Лучше играть маленькую роль в хорошем фильме, чем главную в плохом.».

Непростым взаимоотношениям писателя с алкоголем и властью были посвящены лекции с «говорящими» названиями «Питие определяет сознание. Спиртное в контексте советской повседневности», «Советский человек Довлатова», «Тяжесть и нежность советской книжной графики».

На малой сцене Псковского театра драмы лидер известной панк-группы из Выборга «Последние танки в Париже» (ПТВП) Леха Никонов провел поэтический вечер. «Мусора всё наглеют, но это не ново!», «Моя Россия сидит в тюрьме!..» - читал автор в зале, где суровые ровесники и соратники Лехи сидели рядом с трепетными наивными девушками, пороха не нюхавшими.

Андрей Звягинцев на своей встрече со зрителями тоже говорил о «больных» вопросах социума российского, о ситуации вокруг дела Серебренникова, об экстремизме в связи с фильмом, который еще не появился в прокате, но противники которого «диктуют стране, которая считается светским государством, что ей смотреть, а что не смотреть?»

Мы говорим о свободе творчества, которая была так необходима поколению Сергея Довлатова, но эта категория вневременная. Тем более ценно, когда есть места, где собираются люди, для которых «карта реальности» не становится подобной флюгеру.

Эта особая атмосфера «Заповедника» притягивает, она напоминает о том, что театр абсурда не вечен. Как сказала сопродюсер фестиваля Елена Яцура: «Псков парадоксален в том смысле, что он вроде бы и рядом с двумя столицами, и в то же время не так просто до него доехать... Сюда нужно приехать и остаться здесь на несколько дней. Псков сам по себе предполагает некую клубную историю, фестиваль-прогулку. Такая логистика хороша для современного фестиваля».

Оксана ГАВРЮШЕНКО

Псков - Москва

Из книги А.Стройло «Довлатов и Ленин»: «И что же: вина им все-таки налили в какие-то непонятно из-под чего емкости. А выпили они его, вы не поверите, в переулке «Искры», в садике того самого дома, где эту «Искру» в самом начале века В.И.Ленин со товарищи и задумал. А третьим в их компании (еще одна удача) был сторож находящегося в этом доме музея Ленина! Он, будучи прожженным поборником социализма с человеческим лицом и недюжинным интеллектуалом, поведал бывшему члену ВЛКСМ Довлатову все, как на духу, про товарища Ленина и про «Искру», и День печати, и еще про много чего помимо этого рассказал».

Источник: Агентство культурной информации

фестиваль 2017пресса